Профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.
Цели:
- формирование у детей готовности к труду;
- воспитание качеств, способностей, свойств для дальнейшей профессиональной деятельности;
- профориентационная поддержка школьников во время выбора профессии.
Задачи:
- проведение информационной работы с учащимися: знакомство с информацией о текущих и будущих потребностях на рынке труда, условиями и труда и возможной заработной платы;
- получение информации о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
- разработка и внедрение большого количества различных вариантов профильного обучения: программ, уроков, форм, методов, экскурсий и т.д.;
- организация дополнительной поддержки учащихся, которые испытывают затруднения при профессиональном выборе;
- совместная работа с заведениями высшего или среднего профессионального образования по подготовке и плавному переходу учащихся на следующий уровень обучения.
Формы профориентационной работы в школе
Работа с учениками
- встречи с представителями профессий, представителями высших и профессионально-технических учебных заведений;
- экскурсии;
- кружки по интересам, углублённое изучение отдельных предметов;
- анкетирование, консультации, тестирование учащихся.
Работа с родителями
- индивидуальные беседы и консультации;
- проведение классных и общешкольных родительских собраний;
- анкетирование родителей;
- привлечение родителей для выступлений перед классом с рассказом о своей профессии.
Организационно-методическая работа
- ведение профориентационной работы в школе, создание своих и адаптация программ по профессиональной ориентации школьников;
- помощь учителям с подбором материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций.