В ГКОУ «РЦДО» имеется специально оборудованный учебный кабинет для маломобильных групп и для слабовидящих детей.
При создании развивающего пространства в кабинетах логопеда, дефектолога и психолога, учитывались все принципы построения предметно-развивающей среды, а так же и то, что ведущий вид деятельности- игровой, поэтому все зоны и пособия оформлены ярко, красочно, доступны для детей.
Основные требования к предметно развивающей среде — это оптимальная насыщенность, целостность, многофункциональность, возможность трансформирования.
При организации кабинетов в соответствии с требованиями ФГОС, руководствовались принципами:
•доступности: материал для самостоятельных игр расположен на нижних открытых полках, методическая литература и документация – на верхних полках;
•системности: весь материал систематизирован по разделам; каждому разделу отведена отдельная полка; составлены паспорта кабинетов с перечислением всего имеющегося оборудования;
•здоровьесбережения: имеется основное и дополнительное освещение; проведена пожарная сигнализация; столы и стулья для детей разной группы мебели; стены кабинета теплого, спокойного светлого цвета; мебель также имеет светлый пастельный тон;
•учета возрастных особенностей: размеры мебели, наглядно дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей;
•мобильности: дидактическое электронное пособие «Говорящая азбука» легко снимается со стены и переносится во время занятий и игры, зеркало и окно по мере необходимости закрываются шторами;
•вариативности: наглядно-методический материал и многие пособия многовариативны.
В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей с особыми возможностями здоровья, нуждающихся в помощи логопеда, дефектолога и психолога и направлениями коррекционной работы специалиста выделены следующие развивающие зоны, созданные в кабинете:
Сенсорная зона– обеспечивает развитие и коррекцию отдельных сенсорных систем и полисенсорики. Данная зона максимально насыщена материалами, стимулирующими сенсорное развитие. Оборудование (демонстрационное, игры, пособия, раздаточный материал): материал для развития зрительной функции (цвет, форма, размер, толщина объектов, целостность и контактность и дифференцированность зрительных образов, цифровой и буквенный гнозис): наборы цветных предметов; мозаики; пирамидки; цветные пособия; наборы геометрических фигур; парные картинки, буквенные и цифровые лото; трафареты и вкладыши к ним в виде целостных и разрезных предметных изображений и геометрических фигур; разрезные картинки (пазлы); зашумленные, наложенные, теневые, контурные изображения; картинки с реалистичными и стилизованными изображениями. материал для развития тактильного и тактильно-кинестетического восприятия: различные виды массажных инструментов; наборы контрастных по текстуре и температуре материалов для касания; наборы мячей с различной фактурой поверхностей; объемные резиновые игрушки и мячи с шипами; тактильные коврики; материалы для тактильного развития; наборы образных объемных игрушек в мешочке; наборы геометрических и стереометрических форм в мешочке; пособие «Почтовый ящик».
В двигательной зоне рабочего кабинета обеспечивается соблюдение режима двигательной активности детей и предусмотренно небольшое свободное пространство для проведения подвижных упражнений и игр. Используется для проведения нестандартных по форме занятий, чередования работы за столами и упражнений на ковре (например, дети располагаются на ковре по кругу для выполнения игры-задания).
Учебно-познавательная зона – обеспечивает развитие и коррекцию когнитивных процессов, формирование учебных знаний, умений и навыков. Данное пространство кабинета учителя-дефектолога максимально насыщено материалами, стимулирующими умственное и когнитивное развитие.
Пособия и игры для индивидуальной работы расположены в наиболее освещённом месте около окна, свет падает слева.
Также рабочее место учителя-логопеда оснащено столом с зеркалом и дополнительной подсветкой.
Рядом расположена картотека артикуляционной гимнастики, веселые истории для язычка, профили звуков.
На дополнительной угловой полке и в шкафу настольно-печатные игры и дидактическая литература для развития психических процессов, развития связной речи.
Учебная зона
Здесь расположены:
— настенный ковролин и детские магнитные доски;
— комплект цветных магнитов, магнитная азбука;
— детские столы и стулья для занятий: отодвигаются и регулируются в соответствии с ростом ребенка от доски на необходимое расстояние, установлены вблизи светонесущей стены при обязательном левостороннем освещении. Наличиствуют стулья с подлокотниками, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата разной степени тяжести.
Сенсомоторная зона.
Находится на доступном для детей месте (на нижних полках шкафа, угловой тумбочке). Содержит материал для самостоятельных игр и развития:
— мелкой моторики рук (пазлы, массажные мячи, мозаики, прищепки, шнуровки, трафареты);
— дыхания (всевозможные вертушки, мыльные пузыри, различные легкие предметы, активно используется игра «Прожорливые фрукты».
— тактильного ощущения и осязания: «Набивные подушечки» — различной фактуры и размера (внутри насыпаны песок, рис, горох, камушки); «Чудесный мешочек» с мелкими предметами — сделают занятие не только развивающим, но и увлекательным.
Кабинет психолога оснащён специальным инструментарием для проведения обследования ребёнка в соответствии с методическими требованиями.
Хранение наглядно — дидактических пособий и документации.
Все находится в шкафу на отдельных полках.
Весь материал систематизирован по разделам. Наглядно — методический материал хранится в отдельной папке «Лексические темы. Наглядность».
В наличии различные красочно оформленные картотеки.
Дидактические игры и пособия хранятся в папках-коробках. На верхней полке расположены методическая литература и картотека к ней.
Документация хранится в шкафу рядом с рабочим местом специалиста.